Александр Харитонович Бусыгин: биография. Бусыгин Александр Харитонович — Биография Кузнец Бусыгин и другие

Александр Харитонович Бусыгин: биография. Бусыгин Александр Харитонович — Биография Кузнец Бусыгин и другие

27.02.2024

Украинский шахтёр Алексей Стаханов 31 августа 1935 года стал знаменитостью советской страны - сначала производственная многотиражка, а затем "большие" газеты написали о его трудовом подвиге: он за одну смену добыл 102 тонны угля, превысив обычную норму в 14 раз. Руководитель страны Иосиф Сталин велел открыть стахановское движение, а зачинателя пригласил в Москву "на должность". Алексей Стаханов был награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Стахановским движением назвали массовое явление, когда новаторы производства добивались рекордов, это были рабочие, колхозники, инженерно-технические работники. Однако даты показывают, что явление началось несколько раньше. Например, рекордсмен-новатор забойщик Изотов стал известен в 1932 году, даже были изотовские школы повышения квалификации забойщиков. Летом 1935-го на железнодорожном транспорте образовалось движение кривоносовцев. Но прогремело на ноябрьском Всесоюзном совещании имя Алексея Стаханова, о котором загодя доложили Сталину, и тот похвалил идею.

Алексей Григорьевич Стаханов родился 3 января 1906 года в деревне Луговой Елецкого уезда Орловской губернии (теперь это Измалковский район Липецкой области) в бедной крестьянской семье. Так что, довелось ему в юные годы побатрачить, попасти деревенское стадо. А в сельской школе он окончил всего три класса. В 1927 году Алексей начал работать коногоном на шахте "Центральная-Ирмино" в Кадиевке Луганской области, что в Донбассе. А затем - крепильщиком, забойщиком.

Технология выработки была неэффективной, когда все операции выполнял один шахтёр - проработав 1-2 часа, откладывал молоток и крепил забои. Техника в то время простаивала, а компрессор гонял воздух вхолостую. Стаханов изменил технологию, с ним работали два крепильщика, и эффективность резко возросла. Это было продемонстрировано накануне Международного юношеского дня 1 сентября.

30 августа 1935 года в 10 часов вечера в шахту вместе с ним спустились начальник участка Машуров, парторг шахты Петров и редактор шахтной многотиражки Михайлов. За 5 часов 45 минут бригада Алексея нарубила 102 тонны, выполнив 14 норм. Через 10 дней Стаханов нарубил за смену 175 тонн угля, а позднее дошёл до 324 тонн за смену. Популярность нового почина приобрела общенародную признательность и повсеместное распространение.

В 1937 году Алексей поступил в Промышленную академию, которую окончил в 1941 году, став горным инженером. Во время войны он работал в Караганде начальником шахты, а с 1943 года стал начальником сектора по обобщению опыта новаторов и передовиков производства в Министерстве угольной промышленности СССР. В 1970 году Стаханову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот".

В 1957 году по воле нового руководителя страны Никиты Хрущева Стаханов вернулся на Донбасс, в город Торез, где работал на невысоких должностях в угольной промышленности. В 1974 году он вышел на пенсию, 5 ноября 1977 года умер в клинике от сердечно-сосудистой недостаточности, якобы из-за долгих проблем с алкоголем. Хотя его дочь Виолетта представляет другую версию: в клинике поскользнулся, упал, ударился виском.

Стахановское движение мощно развилось в СССР и стало почти обязаловкой. Есть цифры статистики, по которым до 25% трудящихся включились в это движение. Однако история сохранила не так много имён героев, в основном, это пионеры движения. Вот каких результатов в установлении производственных рекордов они достигли.

1. Александр Харитонович Бусыгин , кузнец Горьковского автомобильного завода, Герой Социалистического Труда. В 1931 году он приехал на строительство Горьковского автозавода, а когда его построили, Александр очень быстро овладел специальностью кузнеца и сумел развить методы этого производства. Значительного повышения производительности труда он достиг за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла. Бригада Бусыгина в сентябре 1935 года установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 штук. Потом он побил свой рекорд, изготовив 1146 валов. Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о советском кузнеце дошла до американского "Форда", Бусыгина туда приглашали на приличную зарплату, он, конечно, отказался.

2. Кубанский тракторист Константин Борин бил рекорд за рекордом. С 1935 до 1950 годы он был комбайнёром Штейнгартовской МТС Краснодарского края. За сезон 1935 года он убрал комбайном "Коммунар" 780 гектар при норме 160 гектар, в следующем году - 2040 гектар, в 1937 году - 3240 гектар. В 1948 году Борин со своей бригадой намолотил в сцепе двух комбайнов "С-6" 42 300 центнеров зерна. Общая статистика его трудовых подвигов такова: за 15 лет работы в Штейнгартовской МТС он выполнил 89 сезонных норм и намолотил более 480 000 центнеров зерна. Борин первый применил ночную уборку комбайном, загрузку бункера и заправку двигателя на ходу.

3. Макар Мазай , сталевар Мариупольского металлургического завода имени Ильича, рабочий-новатор. Он предложил углубить ванну мартеновской печи и одновременно поднять высоту свода мартена - так в печь стало помещаться намного больше материала для переработки. В октябре 1936 года Макар Мазай установил рекорд по съёму стали с квадратного метра пода печи - 15 тонн за 6 часов 30 минут. Его методы работы переняли все металлурги.

4. Иван Гудов , рабочий-фрезеровщик. В августе 1934 года он чернорабочим поступил на Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе и там с отличием окончил шестимесячные производственно-технические курсы фрезеровщиков. С марта 1935 года Иван начал работать на немецком фрезерном станке "Фриц Вернер", дотошно анализируя технологический процесс. В итоге он нашёл решение, как увеличить количество изготовляемых деталей в 3-4 раза, не теряя их качества. Он обрабатывая детали одновременно двумя фрезами, увеличивал скорость подачи и резания металла. При норме 43 детали в смену, он изготавливал 117 деталей, то есть 410%.

5. Ткачиха Дуся Виноградова - символ нового советского человека. Со своей сменщицей Марусей Виноградовой в мае 1935 года они установили всесоюзный рекорд - стали обслуживать 70 автоматических станков вместо 16. 1 октября 1935 года впервые в практике мировой текстильной промышленности они смогли управляться одновременно с сотней станков, позднее перешли на 240. В текстильной промышленности движение получило широкий отклик у работниц.

6. Железнодорожник Пётр Кривонос . В 1929 году после окончания ФЗУ пришёл в паровозное депо Славянска Донецкой железной дороги. Когда стал машинистом, он первым при вождении грузовых поездов увеличил форсировку котла паровоза, и техническая скорость повысилась вдвое, до 46-47 км/час - это существенный показатель. На железной дороге появились его последователи - кривоносовцы.

7. Поездной диспетчер Клавдия Королёва , лауреат Сталинской премии третьей степени. В 1947 году она организовала работу по уплотнённому графику оборота локомотивов на железнодорожном транспорте. А в 1951 году Королёва додумалась до пропуска тяжеловесных грузовых поездов по постоянному расписанию. И этот метод нашёл широкое применение на сети железных дорог СССР.

8. Перетяжчик обуви Николай Сметанин работал на ленинградской фабрике "Скороход". Взявшись за дело с умом, он выполнил производственную норму на 200%. Чтобы прийти к такому результату, Николай отработал до мельчайших деталей каждое движение. Итог - 21 сентября 1935 года он сработал 1400 пар обуви, между прочим, это был мировой рекорд, советский обувщик обогнал знаменитую чехословацкую фирмы "Бати". 6 октября Николай перетянул и того больше - 1860 пар.

9. Бригадир женской тракторной бригады Паша Ангелина . Дважды Герой Социалистического Труда, символом технически образованной советской работницы, её бригада намного перевыполняла план. Ангелина знаменита своим лозунгом "Сто тысяч подруг - на трактор!".

10. Буровой рабочий Билял Ихласов с 1932 года работал на на руднике Риддерского полиметаллического комбината. 29 сентября 1935 года он не просто установил всесоюзный рекорд добычи руды, а выполнил задание аж на 485 %! Это вдохновило горнодобытчиков, с 1937 года Ихласова назначили инструктором по внедрению передовых методов и приёмов труда - обучать его методам товарищей.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Александр Харитонович Бусыгин

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР

Подданство:

Российская империя 22x20px Российская империя

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Алекса́ндр Харито́нович Бусы́гин (28 мая [10 июня ] - 19 февраля ) - кузнец Горьковского автомобильного завода , зачинатель стахановского движения в машиностроении . Герой Социалистического Труда (1975).

Биография

Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского . Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки . Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт , обещая платить золотом , на что Бусыгин ответил:
«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б) , позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946 ; 2-й созыв, 1946-1950 ). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б) /КПСС с 1938 года .

Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени , Красной Звезды и многими медалями.

Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.

Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года .

Награды и звания

  • 2 ордена Ленина (1935, 1975)
  • медали

Сочинения

  • «Жизнь моя и моих друзей» (Москва, 1938 год)

Память

  • Именем А. Х. Бусыгина назван проспект Автозаводского района города Нижний Новгород
  • Именем А. Х. Бусыгина названа улица в городе Новосибирск
  • 28 февраля 2007 года на проспекте Октября у Дома ветеранов «ГАЗа» состоялось торжественное открытие памятника А. Х. Бусыгину
  • мемориальная доска на доме, где жил А. Х. Бусыгин

Напишите отзыв о статье "Бусыгин, Александр Харитонович"

Примечания

Ссылки

  • 15px . Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Бусыгин, Александр Харитонович

Её сердце тихо остановилось... А исстрадавшаяся душа свободно улетала туда, где никто уже не мог причинять ей боли. Милая, добрая девочка ушла, так и не узнав, какой чудесной и радостной могла быть её оборванная, непрожитая жизнь... скольких хороших людей мог осчастливить её Дар... какой высокой и светлой могла быть её непознанная любовь... и как звонко и счастливо могли звучать голоса её не родившихся в этой жизни детей...
Успокоившееся в смерти лицо Дамианы разгладилось, и она казалась просто спящей, такой чистой и красивой была теперь... Горько рыдая, я опустилась на грубое сидение рядом с её опустевшим телом... Сердце стыло от горечи и обиды за её невинную, оборванную жизнь... А где-то очень глубоко в душе поднималась лютая ненависть, грозясь вырваться наружу, и смести с лица Земли весь этот преступный, ужасающий мир...
Наконец, как-то собравшись, я ещё раз взглянула на храбрую девочку-ребёнка, мысленно желая ей покоя и счастья в её новом мире, и тихо вышла за дверь...
Увиденный ужас парализовал сознание, лишая желания исследовать папский подвал дальше... грозясь обрушить на меня чьё-то очередное страдание, которое могло оказаться ещё страшней. Собираясь уже уйти наверх, я вдруг неожиданно почувствовала слабый, но очень упорный зов. Удивлённо прислушиваясь, я, наконец, поняла, что меня зовут отсюда же, из этого же подвала. И тут же, забыв все прежние страхи, решила проверить.
Зов повторялся, пока я не подошла прямо к двери, из которой он шёл...
Келья была пустой и влажной, без какого-либо освещения. А в самом её углу, на соломе сидел человек. Подойдя к нему ближе, я неожиданно вскрикнула – это был мой старый знакомый, кардинал Мороне... Его гордое лицо, на сей раз, краснело ссадинами, и, было видно, что кардинал страдал.
– О, я очень рада, что вы живы!.. Здравствуйте монсеньёр! Вы ли пытались звать меня?
Он чуть приподнялся, поморщившись от боли, и очень серьёзно произнёс:
– Да мадонна. Я давно зову вас, но вы почему-то не слышали. Хотя находились совсем рядом.
– Я помогала хорошей девочке проститься с нашим жестоким миром... – печально ответила я. – Зачем я нужна вам, ваше преосвященство? Могу ли я помочь вам?..
– Речь не обо мне, мадонна. Скажите, вашу дочь зовут Анна, не так ли?
Стены комнаты закачались... Анна!!! Господи, только не Анна!.. Я схватилась за какой-то выступающий угол, чтобы не упасть.
– Говорите, монсеньёр... Вы правы, мою дочь зовут Анна.
Мой мир рушился, даже ещё не узнав причины случившегося... Достаточно было уже того, что Караффа упоминал о моей бедной девочке. Ожидать от этого чего-то доброго не было ни какой надежды.
– Когда прошлой ночью Папа «занимался» мною в этом же подвале, человек сообщил ему, что ваша дочь покинула монастырь... И Караффа почему-то был этим очень доволен. Вот поэтому-то я и решил как-то вам сообщить эту новость. Ведь его радость, как я понял, приносит всем только несчастья? Я не ошибся, мадонна?..
– Нет... Вы правы, ваше преосвященство. Сказал ли он что-либо ещё? Даже какую-то мелочь, которая могла бы помочь мне?
В надежде получить хотя бы малейшее «дополнение», спросила я. Но Мороне лишь отрицательно покачал головой...
– Сожалею, мадонна. Он лишь сказал, что вы сильно ошибались, и что любовь никому ещё не приносила добра. Если это о чём-то вам говорит, Изидора.
Я лишь кивнула, стараясь собрать свои разлетающиеся в панике мысли. И пытаясь не показать Мороне, насколько потрясла меня сказанная им новость, как можно спокойнее произнесла:
– Разрешите ли подлечить вас, монсеньёр? Мне кажется, вам опять не помешает моя «ведьмина» помощь. И благодарю вас за весть... Даже за плохую. Всегда ведь лучше заранее знать планы врага, даже самые худшие, не так ли?..
Мороне внимательно всматривался мне в глаза, мучительно стараясь найти в них ответ на какой-то важный для него вопрос. Но моя душа закрылась от мира, чтобы не заболеть... чтобы выстоять предстоящее испытание... И кардинала встречал теперь лишь заученный «светский» взгляд, не позволявший проникнуть в мою застывшую в ужасе душу...
– Неужели вы боитесь, мадонна? – тихо спросил Мороне. – Вы ведь тысячу раз сильнее его! Почему вы его боитесь?!..
– Он имеет что-то, с чем я пока не в силах бороться... И пока не в силах его убить. О, поверьте мне, ваше преосвященство, если б я только нашла ключ к этой ядовитой гадюке!.. – и, опомнившись, тут же опять предложила: – Позвольте мне всё же заняться вами? Я облегчу вашу боль.
Но кардинал, с улыбкой, отказался.
– Завтра я уже буду в другом, более спокойном месте. И надеюсь, Караффа обо мне на время забудет. Ну, а как же вы, мадонна? Что же станет с вами? Я не могу помочь вам из заключения, но мои друзья достаточно влиятельны. Могу ли я быть полезным вам?
– Благодарю вас, монсеньёр, за вашу заботу. Но я не питаю напрасных надежд, надеясь отсюда выйти... Он никогда не отпустит меня... Ни мою бедную дочь. Я живу, чтобы его уничтожить. Ему не должно быть места среди людей.
– Жаль, что я не узнал вас раньше, Изидора. Возможно, мы бы стали добрыми друзьями. А теперь прощайте. Вам нельзя здесь оставаться. Папа обязательно явится пожелать мне «удачи». Вам ни к чему с ним здесь встречаться. Сберегите вашу дочь, мадонна... И не сдавайтесь Караффе. Бог да пребудет с вами!
– О каком Боге вы говорите, монсеньёр? – грустно спросила я.
– Наверняка, уж не о том, которому молится Караффа!.. – улыбнулся на прощание Мороне.
Я ещё мгновение постояла, стараясь запомнить в своей душе образ этого чудесного человека, и махнув на прощание рукой, вышла в коридор.
Небо развёрзлось шквалом тревоги, паники и страха!.. Где находилась сейчас моя храбрая, одинокая девочка?! Что побудило её покинуть Мэтэору?.. На мои настойчивые призывы Анна почему-то не отвечала, хотя я знала, что она меня слышит. Это вселяло ещё большую тревогу, и я лишь из последних сил держалась, чтобы не поддаваться сжигавшей душу панике, так как знала – Караффа непременно воспользуется любой моей слабостью. И тогда мне придётся проиграть, ещё даже не начав сопротивляться...
Уединившись в «своих» покоях, я «зализывала» старые раны, даже не надеясь, что они когда-либо заживут, а просто стараясь быть как можно сильней и спокойнее на случай любой возможности начать войну с Караффой... На чудо надеяться смысла не было, так как я прекрасно знала – в нашем случае чудес не предвиделось... Всё, что произойдёт, я должна буду сделать только сама.

Цирульников, Кузнец Бусыгин и другие: [к 80-летию Горьковского автозавода] / А. Цирульников // Нижегородский рабочий№2 февр. (№ 15). - С. 9

Кузнец Бусыгин и другие

К 80-летию Горьковского автозавода

2012-й - год 80-летия Горьковского автозавода. Среди его первостроителей и первых ударников производства был Алек­сандр Харитонович Бусы­гин, отковавший свою ра­бочую славу в цехе тяже­лых паровых молотов в середине 1930-х годов.

ДАЛИ ЖАРУ АМЕРИКАНЦАМ

Александр Харитонович смеётся:

А чего тут вспоминать? Что­бы вспоминать, надо забыть, а мне забыть не дают: скоро пол­века будет, как об этом расска­зываю... Я на строительство Автозавода из ветлужских лесов пришел. Молодой был, силь­ный и дремучий, как медведь. Строили мы завод и себя стро­или вместе с ним. Очень нам хотелось скорее начать делать свои отечественные автомаши­ны. Вот и торопились: «Дадим в семнадцать месяцев респуб­лике завод!» И дали. А кому на нем работать? Кто имеет опыт делать машины? Со стройки пришли и стали учиться. Кузне­цы были нужны. Пошел в куз­нецы. Приходилось мне одному на трех молотах смену стоять. На одном ступицу ковал, на дру­гом - коронку, а после трех ча­сов работы переходил на колен­чатый вал. А летом вышло так, что я на всю кузницу один остал­ся: кто-то уволился, кто-то забо­лел, кто-то был в отпуске. Валы срочно понадобились. Я за сме­ну 400 валов дал. А старший ма­стер Александр Матвеевич Ла­пин говорит: «Вот еще бы 25 ва­лов, и как раз бы ты норму сде­лал, какая дана для освоения производства...» А мы с под­ручным на другой день отковали 600. Лапин прикинул и говорит: «Дай, Сашок, еще 25 валов, и это будет американская расчет­ная техническая норма. Больше они не делают...»

На третий день мы 901 вал отбили. Лапин подходит, смотрит на пресс, а там счетчик. Я ему: «Матвеич, сколько и куда еще не хватает?» А он смеется: «А ну тебя к черту, медведь!» Мах­нул рукой и побежал. А потом пошло - 1001 вал, 1010 и боль­ше, больше...

В Москву меня пригласили на совещание ударников. Сталин и Сергей Орджоникидзе стали рас­спрашивать: что мешает еще лучше работать? Я говорю: печь нагрева не дает... Приехал до­мой, гляжу, а печи нет, вся разо­брана: реконструкция! Через не­делю печь пустили - тридцать шесть метров длиной, тридцать шесть форсунок вместо двенадцати. Вот эта печь грела так гре­ла! У старой печи расчет был американский: станешь бы­стрее работать, металл идет хо­лодный. Двадцать два удара я клал на вал. Валы-то мои лег­че ваших, но вам надо девять ударов положить, а мне - двад­цать два. Так что тут еще посчи­тать нужно, кто из нас быстрее управляется. Вот когда печь пе­ределали, тогда и я стал в де­вять ударов работать. Эта техно­логия сохранилась по сегодняш­ний день. А как в девять ударов дело пошло, так началась у нас с кузнецом Фаустовым схватка настоящая. Оба молодые были, никто уступать не хотел. Эх, и поработал бы я с вами, ребя­та, - на вашей печи, на вашем молоте да на ваших валах! Чтоб разом покончить все разговоры, кому трудней да кому легче было и есть! Да всякому овощу - свое время, силы уже не те... А за рекорд ваш - спасибо!..

ПОЗДРАВЛЯЛИ НА ПАРУ С ЧКАЛОВЫМ

Однажды Александру Харитоновичу довелось встретиться с Валерием Павловичем Чкало­вым.

В 30-е годы в Москве начались регулярные телевизионные про­граммы. Конечно, технически все это было весьма примитив­но, но тем не менее горьковча­не могли видеть передачи из мо­сковской студии. Дома телеви­зоров еще ни у кого не было, а кое-где в общественных местах они работали, правда, мало чем были похожи на современные приемники изображения и зву­ка.

Во Дворце культуры имени, что в Канавинском районе, сотни горожан по оче­реди подходили к видеоприбору и, заглядывая в глазок его, смо­трели на экране трансляцию из столицы. А в студии, в Москве, в это время находились прослав­ленные земляки - летчик Вале­рий Павлович Чкалов и кузнец автозавода Александр Харито­нович Бусыгин.

У меня была возможность рас­спросить о той телепередаче са­мого Бусыгина. Он вспомнил, что она состоялась сразу после перелета Чкалова и его экипа­жа из Москвы на остров Удд. И три Героя Советского Союза в июльский день 1936 года были приглашены на телевидение, Бусыгин должен был поздрав­лять Чкалова и его товарищей Байдукова и Белякова от име­ни рабочего класса города Горь­кого. Александр Харитонович, смеясь, рассказывал, как всем участникам программы в гри­мерной покрыли лица белой краской, а губы намазали зе­леной помадой, глаза же густо подвели черным цветом.

Все мы были люди не роб­кого десятка, но после того как с нами проделали такую проце­дуру, чувствовали себя дале­ко не в своей тарелке, - вспо­минал Бусыгин. - Притихли и оробели. А шутить стали, когда передача закончилась и надо было смывать с лица весь этот грим...

Все дело в том, что телека­меры в ту пору работали на фотоэлементах и часто «ка­призничали»: искажали цвет, а иной оттенок и вовсе не вос­принимали. Например, были совершенно не чувствительны к красному цвету. Именно по­этому всех выступавших подвергали столь суровому гриму: надо было «убрать» с лица все красное или похожее на крас­ное. Приходилось гримировать и одежду, и предметы, которые надо было показать, а то не­редко были случаи, когда ка­меры «не брали» их цвет и они прямо-таки исчезали на экра­не. Случалось, появлялась го­лова человека, было видно, как он жестикулирует кистя­ми рук, а больше ничего нет. Все остальное словно раство­рилось. При этом нужно иметь в виду, что весь этот грим слу­жил для того, чтобы получить на экране черно-белую кар­тинку, ни о каком изображе­нии в цвете речь еще не шла...

ПЕРВАЯ ПОЛУТОРКА

Перед Главной проходной Горьковского автозавода в не­большом скверике на поста­менте стоит грузовая маши­на. На табличке вместо номе­ра цифры: 1932, а на пьедеста­ле выбито название автомоби­ля - ГАЗ-АА.

В январе 2012 года автозаводу в Нижнем Новгороде исполни­лось 80 лет. Он начал работать в первый день 1932 года. Город тогда назывался, как сейчас, Нижний Новгород, соответствен­но завод был Нижегородским, сокращенное название - НАЗ, а первые машины звались «НАЗами», «назиками». И толь­ко в октябре 1932 года, когда го­род стал Горьким, машины ста­ли «ГАЗами», «газиками».

29 января 1932 года в 19 ча­сов 15 минут произошло исто­рическое событие, о котором газеты сообщали так: «Насту­пил торжественный момент. Включили конвейер, на нем поплыла первая рама грузо­вика, далее мотор и кабина... Поскольку от поставщика пока не поступило листовой стали, кабину изготовили из фанеры... Под аплодисменты и кри­ки «ура», под звуки заводской сирены сошел первый полуторатонный грузовой автомо­биль НАЗ-АА».

31 января была изготовлена 25-я такая машина. На следу­ющий день полуторки впервые появились на улицах. Они ехали с автозавода в Нижегородский кремль, чтобы на них поглядели делегаты 3-й краевой партий­ной конференции. Десятки ма­шин, сминая снежок, колонной двигались от Главной проходной через весь город. Люди на обо­чинах и тротуарах останавли­вались и махали руками, мальчишки гурьбой бежали вслед за машинами, старухи крести­лись... Многие видели маши­ны впервые. В кремле делега­там партконференции сообщи­ли о прибытии «назиков», в зале раздалась овация. Все заспеши­ли на улицу и группами обсту­пили каждую машину. Шоферы и конструкторы давали поясне­ния, отвечали на многочислен­ные вопросы. Интерес и радость людей были понятны: есть первые автозаводские грузовики, в которых так нуждались стройки социализма, заводы, колхозы!

В тот же день другая партия машин на платформах по же­лезной дороге была отправле­на в Москву - на XVII партий­ную конференцию ВКП(б), что­бы их могли осмотреть ее деле­гаты. Это было событие всесо­юзного значения, страна при­ветствовала рождение первых отечественных грузовых авто­мобилей, предназначенных для массового производства. По­жалуй, ни одна новая автома­шина потом не была встрече­на с таким общенародным ра­душием, как эти грузовики «назики»...

В июле 1932 года полутор­ки выдержали серьезный эк­замен: в испытательном про­беге успешно преодолели рас­стояние в 3200 километров по маршруту Нижний Новго­род - Москва - Псков - Ви­тебск - Смоленск - Новгород - Москва - Псков - Витебск - Смоленск - Нижний Новго­род и вернулись в хорошем состоянии, снискав славу добро­качественных и надежных ма­шин.

Впереди у этих машин была большая, сложная и прекрас­ная жизнь, дороги новостро­ек и бездорожье войны, уборка урожая на колхозных и совхоз­ных полях.

Александр ЦИРУЛЬНИКОВ, novosti @ *****

Фото Нисона КАПЕЛЮША.

Александр Харитонович Бусыгин (28 мая 1907 - 19 февраля 1985) - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).

Биография

Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.

В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.

В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.

Даже Всесоюзное движение некоторое время носило название стахановско-бусыгинского. Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:

«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.

Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.

Внешние изображения
Ветеран Горьковского автозавода Бусыгин

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1975)
  • 2 ордена Ленина (1935, 1975)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Красной Звезды
  • медали
  • Почётный гражданин города Горького (1976)

Сочинения

  • «Жизнь моя и моих друзей» (Москва, 1938 год)

Память

  • Именем А. Х. Бусыгина назван проспект Автозаводского района города Нижний Новгород
  • Именем А. Х. Бусыгина названа улица в городе Новосибирск
  • 28 февраля 2007 года на проспекте Октября у Дома ветеранов «ГАЗа» состоялось торжественное открытие памятника А. Х. Бусыгину
  • мемориальная доска на доме, где жил А. Х. Бусыгин

Алекса́ндр Харито́нович Бусы́гин (28 мая 1907 - 19 февраля 1985) - кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении. Герой Социалистического Труда (1975).

Родился 28 мая (10 июня) 1907 года в деревне Колеватовское Костромской губернии, в крестьянской семье. Русский. После окончания начальной школы работал в колхозе.

В 1931 году приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приёмов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.

В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем - 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.

Даже Всесоюзное движение некоторое время носило название стахановско-бусыгинского . Слава о чудо-кузнеце дошла до Америки. Американские представители передали ему приглашение Форда на завод в Детройт, обещая платить золотом, на что Бусыгин ответил:

«Передайте Форду, что для нас Родина дороже золота».

В 1935 году Бусыгин участвовал во Всесоюзном совещании стахановцев, делегировался на XVIII съезд ВКП(б), позднее дважды стал депутатом Верховного Совета СССР (депутат Совета Союза от Горьковской области - 1-й созыв, 1937-1946; 2-й созыв, 1946-1950). Окончил Промышленную академию в Москве. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года.

Вся жизнь А. Х. Бусыгина была неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом: он работал начальником каркасного цеха, начальником участка кузнечного цеха, начальником кузнечного цеха, начальником ремонтно-механического участка. За ударный труд награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями.

Последние годы жизни А. Х. Бусыгин посвятил общественной деятельности и воспитанию молодых рабочих. Персональный пенсионер союзного значения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности груда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в автомобильной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Бусыгину Александру Харитоновичу было присвоено звание «Героя Социалистического Труда» с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Звание «Почётный гражданин города Горького» А. Х. Бусыгину присвоено решением Горьковского городского Совета депутатов трудящихся от 17 июня 1976 года.

© 2024 dhmoscow.ru - Компьютер надо изучать