Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные информационно-коммуникационные технологии Про икт

Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные информационно-коммуникационные технологии Про икт

10.12.2023

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии - это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

В конце XX - начале XXI вв. в окружающем нас мире наметились положительные тенденции в распространении информационно- коммуникационных технологий. Бурное развитие информационных технологий, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики. Под государственной информационной политикой имеется в виду регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т. п. Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровая информация и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают все виды технологий, используемых для обработки информации. С конца 70-х годов стали отождествляться, прежде всего, с компьютерной технологией обработки информации. ИКТ дают возможность представлять любой вид информации -- чисел, текстов, звука, изображения -- в цифровом формате, пригодном для хранения и обработки на компьютере. Возможность передачи информации с компьютера на компьютер с помощью интернет-технологий обеспечивает доступ любого пользователя к мировому информационному пространству. Информационные технологии используются для крупных систем обработки данных, вычисления на персональном компьютере, науке и образовании, управлении, автоматизированном проектировании и создании систем с искусственным интеллектом. Информационные технологии -- современные технологические системы огромного стратегического значения (политического, оборонного, экономического, социального и культурного).

Многими современными философами признается необходимость расширения сферы применения философских понятий с учетом, признанием, и включением в сферу философского миропонимания воздействия на общество и человека современных компьютерных технологий. Терминами, которые используются в нашей современной жизни и требуют осмысления с позиций философии, являются информатизация, компьютеризация, «виртуальная реальность» и «социальная виртуальная реальность». Необходимо расширение области применения понятий «коммуникации», «сеть», «сетевая организация» на основе вновь возникающих особенностей мирового развития.

ИКТ относится не только к сфере высокотехнических процессов и биотехники, но и к области лингвистики, экономики, образования, влияя, таким образом, на нашу жизнь в целом.

Проблема информатизации общества часто рассматривается в основном как технологическая. И действительно, ее материальной основой служит повсеместный переход к безбумажной информатике, когда основная масса данных, циркулирующих в обществе, будет храниться и обрабатываться в компьютерных системах и передаваться по автоматизированным каналам спутниковой или телекабельной связи, соединял отдельные компьютеры и автоматизированные рабочие места в информационные сети, обеспечивая обращение к базам данным, находящихся практически в любой точке земного шара.

В основе этого подхода лежит ряд фундаментальных изобретений и открытий: персональные компьютеры, оптические диски на десятки и сотни гигабайт, позволяющие в компактном виде хранить содержимое целых библиотек, оптико-волоконные каналы связи, видеотекстные системы связи, методы представления данных и знаний. Вся эта техника обеспечивает возможность создания в недалеком будущем высокоавтоматизированной информационной среды, позволяющей получить доступ к любому знанию, предоставленному в виде информации. Фактически это означает, что информационная среда дает глобальное решение проблемы доступа к знанию, полученного в любой момент времени в любом месте. Уже из этого следует, что проблема информатизации является не чисто технической, но в значительной степени социокультурной.

Радикально меняется, и дальше будет меняться поток информации. Качественно трансформируется мышление, сознание, деятельность, межличностные и групповые отношения, формирующиеся в условиях информационной насыщенной среды. Поколение, вырастающее в тесном общении с компьютерами, электронными играми, мобильной связью, отличается по мировоззрению в психологическом, моральном и духовном плане. Речь ведет не только о навыках владения вычислительной техникой, но и об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятий и представлений. Иначе организуется свой внешний мир, развиваются интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но и в ином социально-временном измерении. Но нужно отметить следующее: современные технологии приносят в мир постоянно растущие объемы информации, а многие интеллектуальные достижения от информации практически не зависят. Здесь опять же возникает проблема соотношения информации и знания.

Развитие автоматизированной информационной среды приводит к радикальным изменениям в социально-экономической структуре общества. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, стран, позволяя характеризовать их как «информационные». Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. Информационно-коммуникационные технологии сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города и страны: производство продукции, транспорт, системы «продавец-покупатель» и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, средства массовой информации, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, политическая, общественная и культурная жизнь.

Под компьютеризацией понимается процесс информатизации на основе использования современных компьютерных технологий. Понятие «информатизации» несомненно, шире понятия «компьютеризации». Понятие «компьютеризация» является производным от понятия «информатизация».

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее экономически развитых странах - США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к 90 гг. XX в. уровня 250-400 единиц. Этот уровень, конечно, уступает показателям такой техники XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно 25 лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой сегодня имеет компьютер, телевизору потребовалось около сорока лет, а автомобилю - порядка семидесяти. информационный коммуникационный экономический общество

Помимо количественного роста большое впечатление на любого аналитика производит рост числа функций - способов применения компьютерных технологий. Из вычислительной машины, именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом ученого, инженера, бизнесмена, юриста, врача и т. д. или средством обучения, повседневного общения, развлечения. Обмен информацией упростился и ускорился во много раз, причем в международном масштабе.

Задача представления информации в компьютерных системах решается в трех уровнях. Первый уровень условно назван техническим. На данном уровне реализуется сложная функциональная архитектура, обеспечивается быстродействие, память и т. д., то есть все то, что обеспечивает работоспособность и способность решать разнообразные сложные задачи. Второй уровень считается программным. На этом уровне обеспечивается создание программ, связующего звена между компьютерными схемами и человеком. Третий уровень получил название концептуального, и, по мнению А. И. Ракитова, с точки зрения философии он наиболее важен. На этом уровне вырабатываются основные теоретические концепции и сценарии, обеспечивается система ценностной ориентации и идеалов, в конечном счете, проявляется стратегическая линия поведения пользователей и программистов, направление их деятельности. В качестве идеологов на данной иерархической ступени выступают разработчики программного обеспечения, основное влияние на развитие представления информации оказывают разработчики операционных систем.

Персональные компьютеры, рабочие станции и различное сетевое оборудование являются главными средствами доступа к информационно- телекоммуникационному сервису. Основное требование, предъявляемое массовым пользователем к средствам доступа - это гибкость и возможность аппаратно-программной модернизации. Именно эти показатели являются главными характеристиками компьютеров, используемых для доступа к информационно-коммуникационной инфраструктуре.

Компьютер является во многом уникальным изобретением, т. к. если все предшествующие приборы и механизмы позволяли заменить или усилить работу рук или ног человека, то компьютер существенно облегчает, а, по мнению Ю. В. Шишкова и отчасти заменяет работу мозга. Начиная с 1980 г. вычислительные мощности удваиваются каждые 18 месяцев, и, как можно предвидеть, подобная тенденция продолжится до 2010 г., когда будут достигнуты физические пределы кремниевой миниатюризации, но даже это не станет завершением данной линии развития, поскольку появляются другие материалы и разработки. Практически это означает, что через 10 лет вычислительная мощность сегодняшнего персонального компьютера будет сосредоточена в мобильном телефоне и наручных часах. К 2020 г. компьютер станет в десять раз более мощным, чем сегодня и будет способен эффективно обрабатывать трехмерные изображения, а также распознавать голос.

Важный результат развития компьютерной техники - не только характеристики быстродействия компьютеров (для 2002 г. граница этого показателя дрейфует в сторону скорости вычисления - 10 арифметических операций в секунду), а перевод в цифровую форму гигантских массивов аналоговой информации, накопленных ранее человечеством. Общий объем информации, переведенной за последние полвека в цифру, оценивается в 10терабайт (1 терабайт - это 10 байт; для сравнения: информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки, содержавшей 532800 свитков (книг), составляла, примерно, 10 бит; 1 байт = 8 бит). Другими словами, возможна цифровая копия реального мира достаточно высокой степени точности. И если чисто технологические аспекты подобного тотального перевода информации в цифровую форму более или менее очевидны для специалистов, то его социальные и психологические последствия менее изучены.

Рассмотрим лишь некоторые примеры профессионального использования ИКТ.

Технологии подготовки документов. Любая деловая сфера связана с подготовкой различной документации: отчетной, научной, справочной, сопроводительной, финансовой и т. д. Сегодня подготовка документа любой сложности немыслима без применения компьютера.

Для подготовки текстовых документов используются текстовые процессоры, которые прошли путь развития от простейших редакторов, не дающих возможность даже форматировать текст до текстовых процессоров, позволяющих создавать документы, включающие в себя не только текст, но и таблицы, рисунки. Информационные технологии, связанные с созданием текстовых документов, широко используются в полиграфической промышленности. Там получили распространение издательские системы (например, Раgе Маkеr), позволяющие создавать макеты печатных изданий (газет, журналов, книг).

Большую роль в автоматизации подготовки финансовых документов сыграли электронные таблицы. Первая электронная таблица под названием VisiCalc (Visible Calculator -- «видимый калькулятор»), созданная Дэниелом Бриклином, появилась в 1979 году. Фактически в 80-х годах прошлого столетия электронные таблицы были лидирующей категорией программного обеспечения. И сейчас они широко применяются.

В настоящее время в финансовой сфере все больше используются бухгалтерские системы (1С-бухгалтерия и др.). Их широкое применение объясняется тем, что с помощью такой системы можно не только произвести финансовые расчеты, но и получить бумажные и электронные копии таких документов, как финансовый отчет, расчет заработной платы и пр. Электронные копии могут быть отправлены с помощью сетевых технологий в проверяющую организацию, например в налоговую инспекцию.

Для подготовки научных документов, содержащих математические расчеты, используются математические пакеты программ (МаthCAD, Марlе и пр.). Современные математические пакеты позволяют создавать документы, совмещающие текст с математическими расчетами и чертежами. С помощью такого документа можно получить результаты расчетов для разных исходных данных, изменяя их непосредственно в тексте документа. Большинство математических систем, используемых сегодня, было создано еще в середине 80-х годов прошлого столетия, т. е. вместе с появлением персональных компьютеров. Новые версии этих систем включают в себя новые возможности, например использование сетевых технологий: организацию доступа к ресурсам сети Интернет во время работы в среде математического пакета.

ИКТ в управлении предприятием. Эффективность работы компании (производственной, торговой, финансовой и пр.) зависит от того, как организованы хранение, сбор, обмен, обработка и защита информации. Для решения этих проблем уже более двадцати лет назад стали внедряться автоматизированные системы управления (АСУ).

В настоящее время в этой области произошли большие перемены. Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации. Блок обработки и анализа информации является центральным. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия. Он решает задачи прогнозирования деятельности компании на основе финансово-бухгалтерских расчетов, реагирования на непредвиденные ситуации, т. е. оказывает помощь в принятии управленческих решений.

Как правило, АСУ работают на базе локальной сети предприятия, что обеспечивает оперативность и гибкость в принятии решений. С развитием глобальных сетей появилась коммуникационная технология Intranet, которую называют корпоративной паутиной. Intranet обеспечивает информационное взаимодействие между отдельными сотрудниками и подразделениями компании, а также ее отдаленными внешними партнерами. Intranet помогает поддерживать оперативную связь центрального офиса с коммерческими представительствами компании, которые обычно располагаются далеко друг от друга.

ИКТ в проектной деятельности. Информатизация произвела на свет еще одну важную технологию -- системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов, чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные. Чертежные САПРы универсальны и позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования (АutoСаd). Специализированная САПР, например на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах. Инженер-проектировщик создает чертежи, производит технико-экономические расчеты с использованием таких систем. При этом повышается производительность труда конструктора, качество чертежей и расчетных работ.

Геоинформационные системы. Геоинформационные системы (ГИС) хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны). Например, муниципальная ГИС содержит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, связистов, медицинских служб, милиции, пожарной службы и пр. Вся эта разнородная информация привязана к карте города. Использование ГИС помогает соответствующим службам оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации: стихийные бедствия, экологические катастрофы, технологические аварии и пр.

ИКТ в образовании. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие. Использование ИКТ в образовании может помочь в разрешении этого противоречия.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в разном уровне способностей разных учеников. Учителя хорошо понимают, что необходим индивидуальный подход в работе с учащимися. Решению этой проблемы может помочь использование в процессе обучения специальных программ (обучающих, контролирующих, тренажерных и т. д.), входящих в состав электронного учебника.

Обучение -- это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний -- учебник ограничен в своих информационных возможностях. Обучающимся на любой ступени образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы и пр. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое использование в обучении информационных ресурсов Интернета. В частности, специализированных порталов учебной информации.

Еще одна проблема системы образования связана с неравными возможностями получения качественного образования из-за географической отдаленности от образовательных центров. Например, для жителя Якутии проблематично получить диплом престижного московского вуза. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения -- дистанционное образование, реализация которого стала возможна благодаря развитию компьютерных сетей.

Дистанционное образование приходит на смену старой форме заочного образования, при которой весь информационный обмен происходил в письменном виде через почтовую связь. Сетевое дистанционное образование позволяет вести обучение в режиме реального времени. Обучаемые могут не только читать учебный материал, но и видеть и слышать лекции крупных ученых, сдавать экзамены в прямом контакте с экзаменатором.

В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса.

Цель

Она состоит в формировании навыков в сфере коммуникационных и информационных технологий. Возможность ее формирования связана с систематической деятельностью школьников в информационном компьютерном пространстве.

Применение ИКТ в учебной деятельности считается актуальной проблемой профессионального отечественного образования. Подобные технологии позволяют педагогу находить новые возможности для преподавания своей учебной дисциплины.


Значимость технологии

Развитие ИКТ открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности.

Информатика и ИКТ увеличивают привлекательность подачи сложного материала. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.


Актуальность

В настоящее время ИКТ - это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Преподаватель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия.

ИКТ - это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации. В наши дни ИКТ – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества.


Функции

Благодаря информационным технологиям на уроках можно:

  • повышать содержательность учебной деятельности школьников;
  • увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных учеников;
  • использовать зрительные образы для придания урокам максимальной эффективности;
  • стимулировать желание учиться;
  • внести в учебное занятие динамичность, наглядность

ИКТ - это отличный вариант эффективного преподавания. Он является наглядной демонстрацией и синхронным объяснением рассматриваемого учебного материала.

Если использовать в качестве сопровождения интегрированных и классических уроков мультимедийные презентации, программные обучающие продукты, можно существенно углубить и обобщить знания и навыки ребят.

Применение в слайдах анимации помогает учителю давать детальное представление о материале, услышанном на уроке. Ребята погружаются с огромным желанием в предмет. Разнообразие форм способствует повышению познавательной активности мотивации, усиливаются интерес и любопытство. Работа с ИКТ помогает учителям вместе со своими подопечными наслаждаться увлекательным процессом познания, «выходить» за рамки учебного кабинета, погружаться в красочный мир живой природы.


Достоинства методики

Даже ребята со слабой мотивацией с огромным желанием работают с компьютером. Безусловно, он не способен заменить живое общение с учителями и сверстниками, но обязательно повысит интерес к изучению определенной учебной дисциплины.

ИКТ-классы оснащаются современной техникой, что существенно облегчает процесс запоминания и осознания информации. Среди многочисленных достоинств данного метода можно выделить повышение качества ЗУН благодаря новизне деятельности, интереса к компьютеру.

Преподаватель получает возможность обеспечивать наглядность, привлекать существенное количество дидактического материала, повышать объем работы, которая выполняется за учебное занятие два раза.

Польский педагог Ян Каменский в качестве «золотого правила дидактики» называл именно наглядность. С помощью мультимедийных систем материал подается педагогом в наглядной и понятной форме, благодаря чему стимулируется познавательный интерес к процессу обучения, устраняются пробелы в знаниях.

ГДЗ по ИКТ содержат решения различных заданий, ими пользуются при подготовке к уроку не только ребята, но и педагоги.

Направления компьютерных технологий

В настоящее время выделяют несколько направлений применения ИКТ в рамках учебного занятия:

  • в виде наглядного иллюстративного материала (визуальная информация);
  • для контроля ЗУН учащихся;
  • в качестве тренажера.

Преподаватели, готовясь к уроку с применением информационных технологий, не забывают составлять план учебного занятия, указывать цели и задачи. При подборе учебного материала учителя пользуются основными дидактическими принципами: последовательностью, систематичностью, научностью, дифференцированным подходом, доступностью.

Преподаватели используют электронные ресурсы учебной направленности: презентации, логические игры, тестовые материалы.


Распределение по этапам

ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:

  • в процессе объяснения нового материала;
  • при закреплении полученных ЗУН;
  • для проведения физминуток;
  • во время контроля и повторения.

Использование информационных ресурсов дает учителям возможность демонстрировать школьникам уникальные материалы при организации уроков окружающего мира, географии, биологии. Вместе со своими воспитанниками педагоги получают шанс на проведение увлекательных путешествий по музеям и художественным галереям. Не покидая пределы своего классного кабинета, школьники знакомятся с творчеством и биографией отечественных и зарубежных писателей.

Заключение

Сочетание классического урока химии с компьютером позволяет учителю перекладывать часть своей работы на ПК, внося разнообразие в учебный процесс. Более быстрым и эффективным становится процесс записи основных тезисов урока. Педагог выводит их на экран компьютера, что существенно упрощает процесс восприятия материала школьниками.

Применение инновационных технических средств обучения открывает большие возможности для создания новых методов и форм воспитания подрастающего поколения.

Помимо учебных занятий, необходимо выделить и актуальность применения информационно-компьютерных технологий во внеурочной образовательной деятельности. После модернизации российского образования, особое внимание на всех ступенях обучения стали отводить проектной и исследовательской деятельности. Сложно представить себе качественный проект без применения компьютера.

Ребята, получая от преподавателя определенную задачу, с помощью ИКТ осуществляют поиск научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу. При оформлении проведенных наблюдений и экспериментов, им также необходимо компьютерное оборудование.

В настоящее время наблюдается внедрение инноваций и ИКТ во все сферы производства, не является исключением и сфера образования. Для того чтобы выпускники школ, лицеев, колледжей могли адаптироваться в современном мире, они должны освоить несколько специальных компетентностей. Одной из них является компьютерная грамотность, позволяющая ребятам искать и обрабатывать информацию.

Выступление на педагогическом совете

зам. директора по УР Лысак М. И.

Использование ИКТ в учебном процессе

Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью обучающихся в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного профессионального образования.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой преподаваемой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь преподавателю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

С помощью ИКТ на уроках можно:

  • сделать учебную деятельность обучающихся более содержательной;
  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для обучающихся;
  • сделать учебную информацию для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
  • повысить качество обучения, желания учиться;
  • сделать урок наглядным, динамичным.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – "Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на уроке. Обучающиеся с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает преподавателю новые возможности, позволяя вместе с обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены учебного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, даже отстающие обучающиеся охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с преподавателем и другими источниками информации, однако учитывая интерес обучающихся к Интернету, повышает заинтересованность в изучении дисциплины.

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет преподавателю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

В своей работе преподаватели широко используют ИКТ. Можно выделить основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);

Демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);

Тренажёр;

Контроль за умениями, навыками обучающихся.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ преподаватели не забывают, что это урок, а значит, и план урока составляют исходя из его целей. При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Преподаватели используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Используют информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др.

Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию обучающихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как преподавателю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), обучающемуся не приходится ждать, пока преподаватель повторит именно нужный ему фрагмент.

Использование ИКТ в образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки обучающихся к дальнейшему обучению. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

На уроках истории и литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. С помощью мультимедийного проекта демонстрируют слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

Во время урока компьютер используется для активизации познавательной деятельности обучающихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному обучающемуся (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

На уроках математики учителя используют презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под свой контингент обучающихся, что позволяет:

Продемонстрировать обучающимся аккуратные, четкие образцы оформления решений;

Продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

Достичь оптимального темпа работы обучающихся;

Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

Изучить большее количество материала;

Показать обучающимся красоту геометрических чертежей;

Повысить познавательный интерес;

Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

Достичь эффекта быстрой обратной связи.

Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому преподавателю. Использование тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.

С их помощью можно:

Проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

Быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым обучающимся, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

У нас в учебном заведении из 26 преподавателей используют на уроках ИКТ 20 преподавателей, это 76,9%, но если учесть, что на уроках физической культуры не всегда это приемлемо, то 84,6%. На уроках производственного обучения в основном мастера используют демонстрацию выполнения каких- либо приемов обработки. Посещенные уроки, тематические классные часы и внеклассные мероприятия по предмету являются тому подтверждением.

Е.П. Дорина литература, тема урока «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне», классный час литературно-музыкальная композиция «Мы пили жизнь до дна и умирали за эту жизнь, не кланяясь свинцу». Писатели в борьбе с врагом. Преподаватель использовала разнообразный иллюстративно-информационный материал и музыкальное сопровождение урока и мероприятия.

Н.А. Ушанкова урок английского языка «Страны изучаемого языка». Презентация, достопримечательности каждой страны, что позволяет больше узнать о ней, интерес к изучаемому языку. Классный час «Масленица», узнали традиции Руси, кадры из фильма «Сибирский цирюльник» демонстрируют празднования во время масленичной недели, кулачные бои, что делает урок и мероприятие наглядным, динамичным.

В.И. Шахбанова материаловедение «Медь и ее сплавы» презентация о свойствах меди, ее сплавов и применение в промышленности.

И.Ю. Могилин урок тема «Работа в фотошопе», каждый урок преподаватель проводит с применением презентаций или демонстрирует последовательность выполнения действий с применением интерактивной доски.

С.Н. Азаров физика конференция «О великих ученых физиках». Жизнь и достижения известных ученых, обучающиеся подготовили презентации, продемонстрировали их достижения.

Р.И. Мельникова, В.В. Мельников интеллектуальная игра по профессии «Есть контакт». Презентация вопросов игры составлена таким образом, что после ответа обучающихся, правильный ответ на вопрос показывается на экране. Это позволяет им контролировать правильный результат и формировать готовность к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

М.В. Беспалов урок истории «Отмена крепостного права», разнообразный иллюстративно-информационный материал представлен в виде презентации. Т.Б. Щербинина урок литературы «О любви» преподаватель использовала разнообразный иллюстративно-информационный материал и музыкальное сопровождение урока, что повышает качество знаний обучающихся.

Т.И. Беседина урок обществознания, раздел «экономика», тема «Спрос». Применяемая, презентация при изложении нового материала формирует устойчивый познавательный интерес обучающихся при изучении предмета.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:

Обучающемуся: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.

Преподавателю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения учащихся, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность.

Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) проведение виртуальных лабораторных работ «Информатика « "Живая геометрия"; «физика», «химия»

3) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);

8) дистанционное обучение.

В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:

1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;

2) создание единого информационного образовательного пространства;

3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

5) создание системы опережающего образования.

Изменяется также содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором, изменяются требования к системе образования и профессиональной деятельности преподавателя. Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе обучения надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

В перспективе – продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет преподавателям и обучающимся нашей техникума идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.

1. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и этапы их развития. Классификация программных педагогических средств.

Технологии обучения нельзя путать с оборудованием, которое при этом применяется.

В процессе внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе можно выделить три этапа информатизации образования.

Первый этап - широкое внедрение электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных (60-е - начало 70-х годов). Студентов обучали основам алгоритмизации и программирования, математического моделирования на ЭВМ.

Второй этап (середина 70-х годов) - появление более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, использование диалогового взаимодействия человека с компьютером. Компьютерные технологии позволили на основе моделирования исследовать физические, химические, биологические, социальные процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем.

Третий, современный, этап - использование мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости (СD-и DVD-Rom, флэш), телекоммуникационных технологий (Интернет, Интранет), мультимедиа-технологий и виртуальной реальности.

Важнейшие задачи информатизации образования на современном этапе:

  • 1) разработка и совершенствование пакетов программных средств учебного назначения для преподавания различных учебных предметов;
  • 2) адаптация ИКТ к индивидуальным особенностям учащегося (в том числе к различным ОПФР ребенка);
  • 3) применение интерактивных методов обучения на основе компьютера;
  • 4) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, технической, исследовательской и т. п.);
  • 5) разработка технологий дистанционного обучения;
  • 6) создание на основе сетевых технологий единого информационного образовательного пространства учебного заведения, региона, страны, группы стран;
  • 7) применение ИКТ в психолого-педагогических исследованиях.

Классификация ИКТ.

I. По образовательным задачам:

  • 1. Обучающие программы используются при изучении материала, который хорошо структурируется на небольшие порции, поддающиеся контролю усвоения. Каждому учащемуся предлагается порция учебной информации с последующим контролем знаний.
  • 2. Контролирующие программы используются для определения уровня знаний и умений учащихся. Учащийся отвечает на предлагаемые вопросы или решает задачи. Результаты опроса и решения задач анализируются и оцениваются по встроенному алгоритму.

Особую разновидность контролирующих программ представляют тестирующие программы, работая с которыми, учащийся выбирает правильный ответ или ответы из предлагаемого перечня ответов, либо конструирует ответ из известных элементов.

  • 3. Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления навыков и умений, а также для самоподготовки учащихся. В основу построения таких программ положен принцип подкрепления правильного ответа. Персональный компьютер в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется преподавателем. Если учащийся дает правильное решение, ему сообщается об этом. В противном случае учащемуся предъявляется правильный ответ либо предоставляется возможность запросить помощь.
  • 4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной иллюстрации учебного материала описательного характера. В демонстрационной программе компьютер играет роль наглядного пособия при объяснении нового материала.
  • 5. Информационно-справочные программы применяются для вывода необходимой информации. С помощью компьютера обучаемый осуществляет доступ к различным банкам данных, осуществляющих централизованное хранение и коллективное использование информации.
  • 6. Имитационные программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Их целесообразно применять, когда то или иное явление в учебных условиях невозможно или затруднительно осуществить «вживую». На базе подобных программ создаются дидактические и развивающие компьютерные игры, вызывающие особый интерес у детей, и даже целые микромиры (наподобие знаменитых «симпсонов»).
  • 7. Моделирующие программы. Например, создание трехмерных объектов с помощью графических редакторов (применяется при обучении геометрии).
  • 8. Расчетные программы.
  • 9. Лабораторные программы.
  • 10. Учебно-игровые программы.
  • 11. Программы для проблемного обучения ? построены на идеях и принципах когнитивной психологии, позволяют осуществлять непрямое управление деятельностью учащегося, которому предлагаются разнообразные аналитические задачи, проблемы для решения.

II. По классу реализуемых технологических операций:

  • 1. Для обработки текста используются текстовые процессоры (редакторы), настольные издательские системы. Для автоматизации ввода текстовой информации используются системы сканирования и речевого ввода текста. Их основные функции - ввод и представление текстовой информации, ее хранение, редактирование, просмотр и печать. Пример текстового процессора - MS Word из группы MS Office.
  • 2. Обработка графической информации осуществляется с помощью графических процессоров (редакторов). Примеры: Photoshop, CorelDraW.
  • 3. Технологии управления базами данных - это технологии ввода, систематизации, хранения, поиска и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую, библиографию, статистические данные, рефераты, обзоры и др. Большую часть общественного документооборота составляют документы табличного вида (например, табличные процессоры MS Excel , MS Access ). Системы статистической обработки позволяют осуществить статистические расчеты в различных областях: социологии, экономике, экологии и т. д. Пример - пакет SPSS.
  • 4. Гипермедиа-технологии (НIPERMEDIA, «сверхсреда») - это технологии работы с информацией, структурированной как гипертекст, то есть таким образом, что каждый элемент учебного материала содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Следуя указанным связям, можно читать или осваивать материал в любом порядке. Использование программных модулей (скриптов) позволяет сделать работу с документом интерактивной. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися. Примеры гипертекстов: электронные энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.
  • 5. Мультимедиа-технологии (МULTIMEDIA, «многовариантная среда») - это интерактивные технологии программно-технической организации обмена с компьютером текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией. Такую технологию создают специальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в образовательных и научно-популярных областях. При применении этой технологии в образовательном процессе открываются реальные перспективы использовать компьютер для озвучивания изображений, а также понимания им человеческой речи, ведения компьютером диалога с учащимися и учителями на родном им языке.

Появление систем мультимедиа произвело революцию в образовании. Они позволяют сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Созданы видеоэнциклопедии по многим школьным предметам, музеям, городам и т. д. Созданы игровые ситуационные тренажеры, что сокращает время обучения. Особые перспективы открывает мультимедиа для дистанционного обучения.

6. Сетевые информационные технологии - это технологии сбора, хранения, передачи и обработки информации на ЭВМ с помощью техники связи и коммуникации. Это локальные сети (обеспечивают доступ к местным ресурсам), глобальные сети (доступ к мировым информационным ресурсам), электронная почта и интернет-пейджеры (специальный пакет программ для хранения и пересылки безбумажных сообщений между пользователями ЭВМ), технологии распределенной обработки данных между удаленными пользователями.

Посредством гипертекстовых и мультимедийных технологий, сетевых и диалоговых ИКТ осуществляется интерактивное обучение , когда учащийся получает возможность диалога с компьютером и виртуальным преподавателем, самостоятельно упорядочивает и дополняет полученные знания, соединяет их в новые комбинации, что способствует развитию системного мышления.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов ИКТ в единый компьютерно-технологический комплекс, или интегрированный пакет.

2. Понятие о дистанционном обучении. Виды дистанционных занятий.

Одной из ведущих тенденций информатизации образования на современном этапе является глобализация информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет. Важным средством развития глобального образования выступает дистанционное обучение.

Термин «дистанционное обучение» переводится как «обучение на расстоянии».


Дистанционное обучение, в силу своей специфики, предъявляет повышенные требования к квалификации преподавателя. В условиях дистанционного обучения преподаватель не только управляет самостоятельной работой обучающихся, но и осуществляет многие функции учебно-вспомогательного (технического) персонала (ведение переписки, отслеживание выполнения графика учебного процесса, организация консультаций с другими преподавателями). Преподаватель, работающий в системе дистанционного обучения, должен быть универсальным специалистом, компетентным:

  • а) в своей предметной области;
  • б) в современных активных методах обучения;
  • в) в технологии общения в Интернете;
  • г) в Интернет-технологиях, используемых в дистанционном обучении;
  • д) в вопросах организации, управления и мониторинга дистанционных курсов.

Таким образом, всё многообразие обязанностей преподавателя можно свести к следующим функциям:

  • 1) поддерживающая (поддержка обучающихся, оказание им помощи в освоении информационных ресурсов Интернета в рамках их предметной специализации);
  • 2) административно-организационная (организация дистанционных курсов, налаживание контактов);
  • 3) обучающая;
  • 4) исследовательская;
  • 5) контрольно-оценочная.

Преподавателей, проводящих различные дистанционные курсы, называют тьюторами.

Под «дистанционным образованием» понимают систему, в которой на основе дистанционного обучения обучающиеся достигают определённого образовательного уровня и способны подтвердить свой образовательный ценз. Считается, что дистанционное образование дешевле по сравнению с традиционным обучением (на 20-40%). Большое будущее дистанционное образование имеет для взрослого работающего населения, неудовлетворённого своим социальным и профессиональным положением, лиц с особенностями психофизического развития, которые не в состоянии обучаться очно.

3. Риски и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Вместе с тем, педагоги усматривают ряд проблем (нерешённых задач) в использовании ИКТ:

  • 1. Мультимедийные и гипертекстовые технологии поощряют поверхностное скольжение по информационному потоку, при котором учащимся не постигается сама фактура знания, не происходит проникновения в сущность явлений и законов. Возможно, интерактивное чтение служит эффективным средством погружения в контекст разнообразной информации, но не средством всестороннего ее анализа.
  • 2. Заложенная в ИКТ тенденция к многовариантности любой информации граничит с опасной формой релятивизма (ученик привыкает думать, что «все на свете относительно», эту относительность он переносит с научных концепций на моральные ценности).
  • 3. Информация при использовании ИКТ усваивается фрагментарно, не обнаруживая причинно-следственные связи между разными объектами и элементами изучаемой системы.
  • 4. Предлагаемая ИКТ огромная скорость перехода от одной информации к другой противоречит природным возможностям логико-диалектической обработки этой информации человеком.

Задачи развития межличностного общения, межкультурного диалога и творческого самовыражения остаются за рамками применяемых информационно-коммуникативных технологий.

Информационные технологии (ИТ, также -- информационно-коммуникационные технологии) -- процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.

В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.

История информационных технологий

Начало развития -- с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы, Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

  • · Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;
  • · Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
  • · Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

  • · Сети
  • · Терминалы
  • · Услуги

В настоящее время существуют различные сети передачи данных -- совокупности оконечных устройств (терминалов) связи, объединённых каналами передачи данных и коммутирующими устройствами (узлами сети), обеспечивающими обмен сообщениями между всеми оконечными устройствами.

Существуют следующие виды сетей передачи данных:

  • · Телефонные сети -- сети, в которых оконечными устройствами являются простые преобразователи сигнала между электрическим и видимым/слышимым.
  • · Компьютерные сети -- сети, оконечными устройствами которых являются компьютеры.

Телефонные

Основной до 2003-2004 г, в настоящее время устаревший метод для подключения к Интернету - использовать модем, подключенный к телефонной сети. Хотя он имеет все необходимые функции, широкополосный доступ более предпочтителен для многих пользователей Интернета. Почти во всех странах Европейского Союза степень доступности для домохозяйств телефонной линии очень высока, за исключением Австрии, Финляндии и Португалии. Тем не менее в Испании доступ к основным телефонным сетям (узкополосным) практически исчез. В 2003 году половина всех Интернет-соединений была телефонной. В настоящее время 97% Интернет-соединений производится через системы широкополосного доступа. Почти 95% соединений осуществляется со скоростью больше или равной 1 Мбит.

Широкополосные

Термин широкополосные включает в себя широкий диапазон технологий, которые обеспечивают более высокие скорости передачи данных, доступ к сети Интернет. Эти технологии используют провода или волоконно-оптические кабели.

Multilink dial-up

Обеспечивают повышенную пропускную способность путем соединения двух или более подключений удаленного доступа вместе и рассматривая их как один канал данных. Требуется два или больше модемов, телефонные линии, и номера счетов, а также провайдер, который поддерживает данную технологию. Этот вариант был на короткое время популярным до ISDN, DSL и других более современных технологий. Некоторые производители создали специальные модемы для поддержки данного метода .

ISDN -- (англ. Integrated Services Digital Network) цифровая сеть с интеграцией служб. Позволяет совместить услуги телефонной связи и обмена данными. Название было предложено группой XI CCITT в 1981 году. Основное назначение ISDN -- передача данных со скоростью до 64 кбит/с по абонентской проводной линии и обеспечение интегрированных телекоммуникационных услуг (телефон, факс, и пр.). Использование для этой цели телефонных проводов имеет два преимущества: они уже существуют и могут использоваться для подачи питания на терминальное оборудование. Для объединения в сети ISDN различных видов трафика используется технология TDM (англ. Time Division Multiplexing , мультиплексирование по времени ). Для каждого типа данных выделяется отдельная полоса, называющаяся элементарным каналом (или стандартным каналом ). Для этой полосы гарантируется фиксированная, согласованная доля полосы пропускания. Выделение полосы происходит после подачи сигнала CALL по отдельному каналу, называющемуся каналом внеканальной сигнализации .

xDSL -- (англ. digital subscriber line, цифровая абонентская линия) семейство технологий, позволяющих значительно повысить пропускную способность абонентской линии телефонной сети общего пользования путём использования эффективных линейных кодов и адаптивных методов коррекции искажений линии на основе современных достижений микроэлектроники и методов цифровой обработки сигнала. Технологии хDSL появились в середине 90-х годов как альтернатива цифровому абонентскому окончанию ISDN. К основным типам xDSL относятся ADSL, HDSL, IDSL, MSDSL, PDSL, RADSL, SDSL, SHDSL, UADSL,VDSL. Все эти технологии обеспечивают высокоскоростной цифровой доступ по абонентской телефонной линии. Некоторые технологии xDSL являются оригинальными разработками, другие представляют собой просто теоретические модели, в то время как третьи уже стали широко используемыми стандартами. Основным различием данных технологий являются методы модуляции, используемые для кодирования данных.

Связь по ЛЭП

Связь по ЛЭП - термин, описывающий несколько разных систем для использования линий электропередачи (ЛЭП) для передачи голосовой информации или данных. Сеть может передавать голос и данные, накладывая аналоговый сигнал поверх стандартного переменного тока частотой 50 Гц или 60 Гц. PLC включает BPL (англ. Broadband over Power Lines -- широкополосная передача через линии электропередачи), обеспечивающий передачу данных со скоростью до 200 Мбит/с, и NPL (англ. Narrowband over Power Lines -- узкополосная передача через линии электропередачи) со значительно меньшими скоростями передачи данных до 1 Мбит/с.

ATM - (асинхронный способ передачи данных) -- сетевая высокопроизводительная технология коммутации и мультиплексирования, основанная на передаче данных в виде ячеек (cell) фиксированного размера (53 байта ), из которых 5 байт используется под заголовок. В отличие от синхронного способа передачи данных (STM -- англ. Synchronous Transfer Mode ), ATM лучше приспособлен для предоставления услуг передачи данных с сильно различающимся или изменяющимся битрейтом.

Сотовая связь

Один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид шестиугольных ячеек (сот). Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.

Электросвязь

Разновидность связи, способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, по проводам, волоконно-оптическому кабелю или по радио. В настоящее время, передача информации на дальние расстояния осуществляется с использованием таких электрических устройств, как телеграф,телефон, телетайп, с использованием радио и СВЧ-связи, а также ВОЛС, спутниковой связи и глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет. Принцип электросвязи основан на преобразовании сигналов сообщения (звук, текст, оптическая информация) в первичные электрические сигналы. В свою очередь, первичные электрические сигналы при помощи передатчика преобразуются во вторичные электрические сигналы, характеристики которых хорошо согласуются с характеристиками линии связи. Далее посредством линии связи вторичные сигналы поступают на вход приёмника. В приемном устройстве вторичные сигналы обратно преобразуются в сигналы сообщения в виде звука, оптической или текстовой информации.

Терминалы

Терминалы выступают в качестве точек доступа пользователей к информационному пространству.

Персональный компьютер

Компьютер - (англ. computer, МФА: -- «вычислитель»), электронное устройство, предназначенное для эксплуатации одним пользователем, то есть для личного использования. К персональным компьютерам (далее - ПК) условно можно отнести также и любой другой компьютер, используемый конкретным человеком в качестве своего личного компьютера. Подавляющее большинство людей используют в качестве ПК настольные и различные переносные компьютеры (лэптопы, планшетные компьютеры). Хотя изначально компьютер был создан как вычислительная машина, в качестве ПК он обычно используется в других целях -- как средство доступа в информационные сети и как платформа для компьютерных игр, а также для работы с графическими интерфейсами.

Сотовый телефон

Мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связи; использует радиоприёмопередатчик и традиционную телефонную коммутацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой сети. В настоящее время сотовая связь -- самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют именно сотовый телефон, хотя мобильными телефонами, помимо сотовых, являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи.

Телевизор

Современное электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам или по кабелю (в том числе телевизионных программ или сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала -- например, видеомагнитофонов).

Игровая приставка

Специализированное электронное устройство, разработанное и созданное для видеоигр. Наиболее часто используемым устройством вывода является телевизор или, реже, компьютерный монитор -- поэтому такие устройства и называют приставками, так как они приставляются к независимому устройству отображения. Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное встроенное устройство отображения (ни к чему не приставляются), поэтому называть их игровыми приставками несколько некорректно. Изначально игровые приставки отличались от персональных компьютеров по ряду важных признаков -- они предполагали использование телевизора в качестве основного отображающего устройства и не поддерживали большинство из стандартных периферийных устройств, созданных для персональных компьютеров -- таких как клавиатура или модем. До недавнего времени почти все продаваемые приставки предназначались для запуска собственнических игр, распространяемых на условиях отсутствия поддержки других приставок. Однако, по мере развития игровых приставок, разница между ними и персональными компьютерами стала постепенно размываться -- некоторые приставки могут позволить подключение клавиатуры, жёсткого диска и даже запуск на них операционной системы Linux. Схемы и программное обеспечение некоторых приставок могут распространяться, в виде исключения, под свободными лицензиями. Рынок игровых приставок развился из сравнительно простых электронных телевизионных игровых систем, таких как Pong, превратившись в наши дни в мощные многофункциональные игровые системы.

Услуги

Электронная почта

Технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности -- простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки. Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена (например, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script); возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами. Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

Поисковая система

Программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс (фронт-энд) системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина(поисковый движок) -- комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet. Улучшение поиска -- это одна из приоритетных задач современного интернета (см. про основные проблемы в работе поисковых систем в статье Глубокая паутина). По данным компании Net Applications, в ноябре 2011 года использование поисковых систем распределялось следующим образом:

  • · Google -- 83,87 %;
  • · Yahoo! -- 6,20 %;
  • · Baidu -- 4,22 %;
  • · Bing -- 3,69 %;
  • · Yandex -- 1,7 %;
  • · Ask -- 0,57 %;
  • · AOL -- 0,36 %.

© 2024 dhmoscow.ru - Компьютер надо изучать