Примеры перформанса. Что такое перформанс и акционизм и как их различить? Основные каналы перфоманс маркетинга

Примеры перформанса. Что такое перформанс и акционизм и как их различить? Основные каналы перфоманс маркетинга

15.10.2023

Вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления - акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?

Для начала разберемся, перфоманс - что короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. От театра его отличает то, что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ними персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства - центральная роль человека, его представляющего. Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс - что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

Ближайшие соратники такого рода представления - акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики. Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм - направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант - наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем. Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них - «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем.

Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…


Арт- , как современное направление искусства, воспринимается с трудом. Во всяком случае, до тех пор, пока оно новое. Сейчас уже почти забылось, как яростно критиковали, как издевательски высмеивали картины импрессионистов. То же самое было с кубизмом, сюрреализмом… Можно даже не перечислять! Каждая крупная новация в искусстве встречалась презрительными насмешками и возгласами: «Разве это искусство?!». Так было раньше, так и сейчас воспринимается широкими массами перформанс .

Во второй половине 20 века возникло множество художественных течений и арт-практик, я не буду сейчас подробно о них говорить, скажу лишь о том, что, на мой взгляд, их объединяет.
Их объединяет принципиально новое отношение к пространству (я говорю сейчас о визуальном искусстве). Если раньше человек был нацелен на восприятие отдельного произведения в нейтральном пространстве, то теперь сама среда, в которой находится произведение, перестаёт быть нейтральной. Пространство, в котором размещается произведение лэнд-арта, или в котором осуществляются и перформанс , или проходят акции — активно. Это пространство предполагает совершенно новый эстетический опыт, принципиально иной, непохожий на опыт восприятия, скажем, станковой живописи. Этот опыт тяготеет к древним мистериям, в которые были включены огромные массы людей. Только в данном случае мы можем говорить о профанной, лишенной сакрального содержания, стороне этих мистерий. Здесь действуют иные силы: природные объекты, люди, города — включенные в художественную акцию, начинают по-новому восприниматься и участниками этих акций, и зрителями.
Более того, само понятие «зритель» становится очень условным. Грани между искусством и не-искусством становятся прозрачными. И каждый человек, вольно или невольно, превращается в участника этого действа.

Искусство провокативно. Оно провоцирует мысль.

Когда рядовой парижанин привычным шагом выходит на улицу, поглощенный своими мыслями, кидает привычный взгляд на Новый мост и… Видит то, что заставляет его совершенно иными глазами взглянуть и на Понт Неф, и на Париж, и на архитектуру и искусство вообще…
Искусство перформанса болгарского художника Христо Явашева (р. 1935) с полным правом можно отнести к «энвайронменту», т.е. его произведения представляют собой организованное им (художником и коллективом инженеров, техников итд.) целостное, активное, неутилитарное арт-пространство.

Христо и Жан-Клод «Обернутый Понт Неф» (Париж, 1985)

Обернутый Новый мост как будто исчез, и в то же время стал явным, как никогда. Невозможно не остановиться, хотя бы на несколько мгновений, увидев это. Может быть, вот эта «остановка» нашего спешащего парижанина — и есть тот эффект, которого добивался Христо?.. Нередко встреча с искусством и начинается с удивления.

А это — «Обернутый Рейхстаг» (Берлин, 1995)

Очень интересное, на мой взгляд, направление в современном искусстве — ленд-арт: материалом здесь служат природные объекты в сочетании с минимальным количеством искусственных элементов. Художники перформанса Христо и его жена и соавтор Жан-Клод создали ряд арт-объектов такого рода (с 1958 года Христо жил во Франции, а с 1964 — живет в США). Один из самых интересных — «Окруженные острова» — во Флориде. В Бискайском заливе Христо «обернул» 11 маленьких островков сверкающей тканью розового цвета общей площадью 6 млн. кв. футов. Это произведение Христо посвятил Клоду Моне.

Христо и Жан-Клод «Окруженные острова» (Флорида, 1983)

Американский художник Вальтер де Мария (р. 1935) также много работал в этом направлении (ленд-арт). Одно из его самых интересных произведений — «Светящееся поле». На пространстве в 1 миля на 1 км он вбил в землю 400 стальных стержней (16 рядов по 25 штырей в каждом, диаметром 2 дюйма и средней высоты около 7 м) таким образом, что верхние концы штырей находились в идеальной горизонтальной плоскости независимо от изменений рельефа местности. Если смотреть на это поле издали на рассвете и на закате, то стержни почти незаметны, но зато хорошо видно отраженное ими сияние. Особый эффект возникает на «Светящемся поле» во время грозы.

Вальтер де Мария «Светящееся поле» (Нью-Мексико, 1977)

Художник, работающий в этом направлении, превращает природную среду в активное художественное пространство. Нередко художники — «ленд-артисты» связывают свое с идеей охраны природы и окружающей среды. Думаю, очевидно, что эта цель не является основной: любая утилитарная цель по определению не может быть целью искусства, о чем говорит вся история перформанса . Однако сами эти проекты несут в себе целый спектр смыслов, одним из которых может быть и призыв к сохранению исчезающего мира — неважно — мира природы или мира культуры.

Важной частью подобных арт-проектов является их фиксация. И вот тут-то возникает масса недоразумений и непонимания. Многие считают, что именно фотографии, запечатлевшие эти арт-объекты, и являются произведением искусства. Это одна из самых распространенных ошибок. Да, эти произведения часто почти недоступны для восприятия (создаются в мало освоенных человеком местах — пустынных, горах итд.), или локализованы во времени, как акция, хэппенинг или театральный перформанс , — поэтому документация (фото- и видеосъемка) становится очень важной частью существования этих произведений. Но ни в коем случае нельзя смешивать фото- и видеоматериалы, фиксирующие данные произведения, с ними самими.
Не знаю, насколько это удачный пример, но по-моему, это всё равно что назвать видеозапись спектакля произведением искусства. Ясно, что произведением искусства является сам спектакль, его действо, акустика, непосредственная связь со зрителем итд. А запись этого спектакля, к тому же, может быть отвратительного качества. Но тем не менее даже плохая по качеству запись даст нам представление о произведении искусства (спектакле). Примерно то же самое и здесь. Мы не можем испытать в полной мере все чувства, как если бы мы были непосредственными участниками и были включены в эстетическое пространство произведения. Но составить представление о нем мы можем.

И как следствие этой распространенной ошибки — типичное восприятие творчества американского художника Спенсера Туника (р. 1967). Его часто ошибочно называют «фотографом» (а он и вправду начинал как обычный фотограф), хотя это, безусловно, художник, работающий в эстетике энвайронмента.
Он хорошо известен тем, что создал голый перформанс . Его основной прием — множество обнаженных тел, помещенных в определенную среду — природную или культурную.

Любопытно, что подавляющее большинство людей, участвующих в его акциях — не являются нудистами. Эти люди рассказывали потом об удивительном ощущении свободы и праздника, которое они испытывали во время этих акций.

Как уютно и спокойно сидеть в зале академического театра…

Как привычно и легко воспринимается картина Рубенса «Венера и Адонис», висящая в золоченой раме в пустом и строгом зале музея …

Как он посмел?! …Искусство провокативно. Если оно заставило остановиться и задуматься — это уже неплохо.
если же вы более склонны к классическому искусству, то заходите на сайт http://devabilet.ru/meropriyatiya/detyam и покупайте билеты на спектакли.

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Основной принцип перфоманс маркетинга можно объяснить на следующем примере. Представьте, что вы захотели купить дом. Для этого вы связываетесь с риэлтором и договариваетесь, что его комиссия будет оплачена только в том случае, если вы приобретете предложенный вариант. Вознаграждение будет рассчитано в размере фиксированного процента от стоимости недвижимости – то есть вы будете в состоянии оценить расходы. И оплату вы совершаете только за результат – покупку, вне зависимости от общего количества просмотров предложенных вариантов.

Перфоманс маркетинг: что это

  • имиджевая кампания;
  • performance marketing.

Задача первой – охват как можно большего количества пользователей с целью увеличения узнаваемости бренда.

А приоритетами перфоманс маркетинга являются увеличение продаж и определение конкретного и измеримого эффекта вложений в продвижение. Этот метод продвижения нацелен на количественный результат, который можно оценить.

  • коды купонов;
  • реферальные ссылки;
  • индивидуальные телефонные номера.

Применение этого метода подразумевает под собой достаточно большое количество тестирования и настройки. В итоге это окупается гораздо большим показателем ROI (return on investment – возврат инвестиций) и простотой определения является ли запущенная кампания успешной. Большое количество бизнесменов отдают предпочтение этому виду рекламы, так как его продуктивность легко измерить.

От чего зависят затраты на рекламу

Перфоманс маркетинг отличается от других моделей еще тем, что оплата идет, только в случае, если было совершено целевое действие (переход по ссылке, звонок, заполнение формы, оформление заказа), а не за показы объявления. Это называется ( – цена за действие) подходом.

Два основных используемых вида CPA:

  • : cost per sale – стоимость продажи.
  • CPL: cost per lead – затраты на лид.

CPS подразумевает начисление комиссии за рекламу только при приобретении товара или услуги; и является одним из наиболее популярных методов среди рекламодателей. Есть два варианта оплаты – в процентном соотношении от совершенной пользователем покупки либо фиксированная сумма в денежном эквиваленте. В идеале продажи влияют на расходы на рекламу.

CPL-метод также часто применяется. Он основан на количестве привлеченных лидов (потенциально заинтересованных посетителях), которые заполнили регистрационную форму со своими контактными данными на сайте или лендинге компании.

Наименее популярным приемом оценки и оплаты является CPC (cost per click – цена за клик) так как фактически клик может не привести к изменению показателей продажи и качество самого клика очень сложно оценить.

Основные каналы перфоманс маркетинга

Основные каналы, используемые в performance marketing это:

  • поисковые системы (реклама в поисковых сетях, контекстная);
  • социальные сети (таргетированное продвижение);
  • партнерские программы;
  • мобильная реклама;
  • e-mail маркетинг;
  • маркетплейсы.

Основной инструмент перфоманс маркетинга – анализ трафика. Главным фактором, влияющим на успех кампании, является точное определение и поиск конкретной целевой аудитории.

В большинстве случаев показ определяется аукционом цены. Компании определяют ставки для показа рекламы пользователям с определенными характеристиками (пол, возраст, семейное положение и другими) в выбранном регионе. Более того, сообщение доносится не до абстрактной аудитории, а до конкретного потребителя. Для анализа эффективности каналов должны быть учтены все шаги от клика по баннеру до совершения покупки. С этой задачей хорошо справляются Google Analytics и Яндекс.Метрика.

  • только то, в чем пользователь заинтересован;
  • именно в тот момент, когда ему это необходимо;
  • там, где ему удобно.

Ключевые достоинства перфоманс маркетинга для заказчика – это оплата за конкретное целевое действие, а не за количество и время показа рекламы; возможность контролировать бюджет и устанавливать максимально допустимую стоимость конверсии, а также наглядное отображение потраченных и полученных средств.

11Авг

Перформанс – это форма современного искусства, которая характеризуется активностью и эфемерностью, а не статичностью и постоянством. Данное искусство призвано непосредственно привлекать аудиторию как за счет общей картины происходящего, так и за счет действий творца.

Что такое ПЕРФОРМАНС — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Перформанс – это нестандартное выступление (действие ), которое сочетает в себе довольно странные, интригующие или шокирующие публику события. В качестве примера самых нашумевших перформансов, можно привести панк молебен «Pussy Riot» или Петра Павленского, который прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке на Красной площади. Таким образом можно сказать что перформанс за счет своей шокирующей составляющей призван вызывать и создавать .

Суть перформанса.

Данный вид искусства призван вызывать очень сильные чувства со стороны аудитории. К перформансу часто прибегают в тех случаях, когда автору необходимо распространить и обнародовать какую-то важную идею или проблему. Хотя, встречаются ситуации, когда перформанс выступает в качестве развлечения. К примеру человек, может каким-то необычным образом играть на музыкальном инструменте посреди улицы. Это тоже можно считать перформансом.

Перформанс и история.

Сам термин был придуман в 1960-х годах, но корни движения относятся к рубежу прошлого века. Идея искусства, восходит к иконоборцам-футуристам и конструктивистам, которые работали в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Вдохновленные стремительным темпом технологических изменений, эти художники часто работали в альтернативных СМИ. Они использовали нетрадиционные методы, чтобы вызвать реакцию со стороны аудитории.

Обычно определяют так: перформанс – это некое заранее придуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе этого сценария лежит некая идея; хэппенинг – это «случайное» действие, у которого нет ни идеи, ни сценария, а вся суть в том, чтобы создать (в том числе при участии зрителей) неожиданную ситуацию и посмотреть, что будет; акция – действие с идеей, но без сценария и драматургии, начинается так, как задумал художник, а продолжиться может весьма неожиданно.

Но, как всегда, есть нюансы.

Например, первые исполнители перформансов не знали термина «перформанс». Они выступали в кабаре, придумывали «синтетический театр» и снимали экспериментальное кино, намеренно смешивая разные жанры – так что провести между ними границу бывает трудно. К тому же в английском языке performance – это любое «исполнение», от постановки спектакля до тактико-технических характеристик оружия, поэтому некоторые критики-искусствоведы-кураторы, чтобы избежать двусмысленности, предпочитают употреблять термин «художественная акция» – но тогда стирается разница между перформансом и акцией, описанная выше.

Художники, опять же, вносят путаницу. Если художник превращает создание картины в публичное представление, то что является произведением искусства – процесс или результат? Если он выдаёт зрителям цветные наклейки, которые надо в случайном порядке лепить на заранее подготовленную инсталляцию – то это инсталляция или уже хэппенинг? Если он делает акцию про политику, то где грань между художественным произведением с политическим месседжем и гражданским активизмом? (Скажем, когда возникла дискуссия о том, были ли акции Pussy Riot искусством или политическим действием, сами участницы группы высказывали противоположные точки зрения.)

А есть ещё искусство «социального поворота» («искусство социальных отношений», «коллаборативное искусство», «социально ангажированное искусство», «диалогическое искусство») – когда художник реализует с участием зрителей некий исследовательский проект или создаёт для них некое общественное пространство. С одной стороны, это что-то похожее на художественный акционизм, с другой – нечто совсем иное и не без своих собственных внутренних противоречий.

В общем, всё сложно.

Что читать: можно начать с книги «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» Роузли Голдберг, статей в «Художественном журнале», каталога выставки «Перформанс в России. Картография истории», записей лекций на YouTube (точно не подведут каналы «Теорий и практик», музея «Гараж», Андрея Великанова). Но наверняка забыла что-то суперважное (

Как и во всех случаях, когда речь идет о словах и понятиях с близким значением, единственного, правильного ответа на вопрос о различиях между перформансом и акционизмом быть не может. Но критерии разграничения задать важно и полезно.

Я бы предложила рассматривать акционизм в непосредственной связи с художественными практиками авангарда, в основе которых лежат антибуржуазные жесты провокации и шокирования публики. В связи с этим эстетика акционизма носит подчеркнуто плакатный, риторический, политический характер: некое индивидуальное или коллективное действие направлено на конкретного адресата и совершается ради достижения очень конкретного результата: призвать, обратить внимание, громко заявить, дискредитировать, вскрыть стереотипы восприятия. Хрестоматийный пример акционизма – театрализованные акции Кристофа Шлингензифа: в 1998 году он основал партию «Шанс-2000» и участвовал с ней на выборах в бундестаг, устраивая уличные перформансы с участием немецких безработных перед резиденцией канцлера Гельмута Коля; он же придумал проект «Вагнер-гонки», когда в течение нескольких дней по шоссе Рурской области носились автомобили с внешними динамиками, из которых доносилась музыка Вагнера.

Практики перформанса носят более закрытый и интимный характер и ориентированы на проверку границ человеческого существования в его физическом, психологическом, духовном измерениях и в целом носят проблематизирующий, вопрошающий характер. Не случайно перформанс всегда имеет ярко выраженное телесное измерение и содержательно представляет собой испытание границ и возможностей человеческого тела. Классический пример здесь – перформансы Марины Абрамович, которые строятся на столкновении переживаний боли, крови и физических пределов тела. Зритель в перформансе оказывается очень близко к перформеру, их роли и чувственные переживания оказываются предельно сближены. В большинстве случаев позиция зрителя в ее традиционном значении в ситуации перформанса оказывается невозможной и трансформируется в поступок как результат сознательного и в любом случае неизбежного выбора.

Лучшая книга обо всем этом – «Эстетика перформативности» Эрики Фишер-Лихте.

Ответить

© 2024 dhmoscow.ru - Компьютер надо изучать